ВЫПИСКА
Из годового отчета о работе школ и РОНО Мамадышского района за 1952-53 год. Всего в районе работала 71 школа. Из этих школ 13 имеют здания типового характера, остальные приспособленные помещения. 8 школ занимаются в зданиях леспромхоза, 10 зданий принадлежат колхозам, одна школа состоит на балансе Сокольского рейда.
Многие здания, приспособленные для школы, не отвечают ни учебным, ни санитарным требованиям.
Большая скученность детей в Заошминской семилетней школе. Школа занимает два приспособленных здания, средняя школа города занимается в трех приспособленных зданиях в две смены с большой скученностью детей.
…По школам успеваемость выражается следующими данными:
Заошминская семилетняя – из 411 детей не успевают 49.
…На уроках арифметики во многих школах применялись наглядные пособия. Наряду с классными счетами и арифметическим ящиком пользовались рисунками из бумаги, которые вешали на шнур, рисунки были очень простыми (яблоки, кружочки, квадратики, листочки и др.).
На уроках арифметики прививались учащимся практические навыки в решении задач устно и письменно. Учащиеся знакомились с некоторыми мерами измерения тел.
При знакомстве детей с мерами веса, учительница Заошминской сем.школы т. Шишова М.И. показывала учащимся гири в 1 кг., 5 кг., 2 кг. и различные предметы весом в 1 кг. Предметы и гири дети брали в руки и определяли их тяжесть, потому что взвешивания определили их вес.
…На уроках грамматики проводились предупредительные, зрительные и проверочные диктанты. Учителя Арсланов (Заошминская сем.школа) требовали от учащихся точного знания предметов, следили за каллиграфией учащихся. Большое внимание уделяли изучению членов предложения. Грамматический разбор по членами предложения и фонетический разбор слов ученики усвоили хорошо.
…На уроках учителя стремились дать идейное воспитание учащимся, привить любовь к Своей Родине, нашим вождям, воспитать трудолюбие, честность, правдивость, уважение к старшим, больным детям и другие качества коммунистической морали.
Учительница Заошминской сем.школы т. Арсланова, читая с учащимися рассказ «Совесть», раскрывала перед учащимися значение честности, аккуратности. Из рассказов «Как жили крестьяне до советской власти», «В.И. Ленин». «И.В. Сталин», дети узнали о борьбе народа за свое освобождение под руководством Ленина и Сталина.
Учительница Заошминской семилетней школы т. Лобова К. оживленно проводила уроки чтения. При чтении рассказа «Тема и Жучка» у учащихся воспитывалась любовь к животным, при чтении рассказа «Честное слово» показала честность наших советских детей, старалась привить эту честность своим детям. На уроках чтения учительница пользовалась наглядными пособиями, привлекался журнал «Советский Союз», где разбирались иллюстрации, которые знакомили детей с великими стройками коммунизма.
Учительница Заошминской сем.школы т. Мурина Р.А., изучая стихотворение К. Симонова «Митинг в Канаде», показала любовь простых людей всего мира к Советскому Союзу, в связи с этим проводилась беседа о мире, что в наши дни ширится и растет движение борцов за мир, что миллионные массы трудящихся всего мира объединяются вокруг Советского Союза в борьбе за мир во всем мире.
…Наряду с хорошими показателями имеются в нашем районе школы, в которых очень низкая успеваемость по русскому языку: Красногорская... Заошминская сем. школы.
В этих школах слабо проходит перестройка преподавания русского языка. Уроки грамматики еще у многих учителей строятся неправильно и сводятся к устной работе, т.е. все еще дается очень мало письменных тренировочных упражнений и разнообразных письменных работ. Например: в Покровской сем.школе учит. Шишова А.А., … Заошминская сем. школа – Храменкова.
Результаты экзаменов в школах показывают, что учащиеся имеют недостаточные знания. Например, в Заошминской семилетней школе из 237 человек не успевают 32.
Экзамены показали, что учащиеся 5-х классов имеют слабые знания по арифметике, т.к. из 33 учащихся 30 человек с письменной работой не справились и получили неудовлетворительные оценки. Учащиеся мало решали задачи на подобный тип.
Недостаточно прививали навыков самостоятельной работы. Учительница математики Сулина А.Д. – совместитель, основная должность счетовод РОНО, совершенно в течение всего года не работала с отстающими учащимися, ни разу не проводила дополнительных занятий, в результате по ее предмету из 52 человек не успевает 15.
…При изучении темы «Электричество» в 7-х классах широко использовались учебно-наглядные пособия, как при изучении темы электризация трением, при составлении различных электрических сетей, а также при изучении различных действий электрического тока (учителя Сумская, Аринин-средняя школа), Кунавина – Заошминская.
…Наряду с изучением физической географии изучалась и экономика Советского Союза, где учащиеся знакомились с достижениями советского народа в годы сталинских пятилеток, с великими стройками коммунизма, стройками, предусмотренными пятым пятилетним планом.
Учительница Заошминской сем. школы Иванова А.Б. при изучении темы «Север европейской части СССР» было особое внимание обращено на исследование и освоение природных богатств Севера советскими учеными в годы Советской власти, на перспективы развития хозяйства Севера.
… Учитель Заошминской сем. школы Евстифеев А.Р. особое внимание уделил раскрытию всемирно-исторической роли нашей Родины. Особенно ее исторические заслуги в спасении европейской культуры от татаро-монгольских заболеваний.
…Состояние преподавания физического воспитания в этом году улучшилось в некоторых школах, как Омарской, Малмыжской, Заошминской семилетних. Преподавание в этих школах близко к требованиями программы.